Воскресенье, 23.07.2017, 11:33
Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области по Сенгилеевскому району
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Полезные ссылки

Губернатор и Правительство Ульяновской области


Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области

Сайт Госуслуг

Компенсация ЖКУ

Посмотреть информацию по начислению единой денежной компенсации

.....


....


Главная » 2016 » Апрель » 12 » Тезисы выступления Министра Максима Топилина на расширенном заседании коллегии Минтруда России
12:33
Тезисы выступления Министра Максима Топилина на расширенном заседании коллегии Минтруда России

8 апреля в Доме Правительства Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии Минтруда России, на котором были подведены итоги работы Министерства в 2015 году и представлены задачи на 2016 год. С основным докладом выступил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Демографическая ситуация

Прежде всего надо обеспечить стабильное позитивное развитие демографической ситуации.

Показатели рождаемости и смертности в 2015 году сохранились практически на уровне предыдущего года. Третий год регистрируется естественный прирост населения. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 году составила 71,4 года. Суммарный коэффициент рождаемости – почти 1,78. Этот показатель гораздо выше, чем в большинстве европейских стран.

Позитивным изменениям способствовала реализация мер активной демографической политики, прежде всего материальной поддержки семей с детьми.

В 2015 году в 69 регионах с неблагоприятной демографической ситуацией семьям, в которых родился третий или последующий ребенок, производилась ежемесячная денежная выплата в размере определенного в регионе прожиточного минимума для детей. 53 региона получили финансовую поддержку из федерального бюджета. 16 регионов производили такие выплаты за счет собственных средств.

По состоянию на 1 января 2016 года ежемесячная денежная выплата была назначена на 319 тысяч детей, что составляет почти 80% от численности рожденных третьих и последующих детей.

Анализ показывает, что в тех регионах, которые должным образом относятся к предоставлению семьям такой выплаты, коэффициенты прироста рождаемости приблизительно на 40-50% превышают показатели регионов, в которых такой выплаты нет. Я прошу внимательно относиться к реализации этой программы.

В прошлом году продолжила работать программа материнского (семейного) капитала.

Так, в 2015 году выдано более 1 млн сертификатов на материнский капитал. Всего за время действия этой программы государственный сертификат на материнский капитал получили 6,7 млн российских семей.

Более 1,8 млн человек получили из средств материнского капитала единовременную выплату в размере 20 тысяч рублей, которая была введена в рамках плана действий Правительства РФ. Порядка 80% семей, имеющих право на маткапитал и, соответственно, на единовременную выплату, этой возможностью воспользовались.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации принят федеральный закон, предусматривающий продление действия материнского капитала до 31 декабря 2018 года.

Позавчера на заседании Правительства РФ был рассмотрен план мероприятий по реализации третьего этапа Концепции демографической политики Российской Федерации в 2016-2020 годах. План был поддержан.

Теперь мы с вами должны достаточно оперативно подготовить конкретные предложения по дополнительным мерам поддержки, в первую очередь, рождаемости. Мы должны удержаться на уровне 1,75-1,8 млн рождений в год.

Хочу подчеркнуть, что потенциал рождаемости невелик. Мы приблизились к репродуктивным установкам населения, опережаем средние значения европейских стран. Но в снижении смертности у нас еще значительные резервы.

Применение критерия нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны продолжить работу по введению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. К принятию решений надо подходить разумно, взвешенно оценивать социальную обстановку в регионе, исходить из уровня доходов граждан, прожиточного минимума, с тем, чтобы не допустить социальной напряженности. Граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, не должны пострадать из-за непродуманной оптимизации социальных расходов.

Минтруд России подготавливает для регионов методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, которые будут направлены в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Это вопросы не оптимизации, а распределения средств в пользу тех, кто находится под угрозой бедности.

Оплата труда

Особое внимание в этом году надо обратить на вопросы денежных доходов населения, прежде всего оплаты труда.

В прошлом году реальная заработная плата сократилась на 9,3%, реальные денежные доходы – на 4%.

В первые два месяца 2016 года в динамике денежных доходов населения наблюдаются негативные тренды. Несмотря на проведенную в начале этого года индексацию пенсий и социальных выплат, реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились по сравнению с январем-февралем 2015 года на 6,7%. Реальная заработная плата снизилась на 3,1%.

Поэтому сейчас важнейшей задачей является защита наименее обеспеченных слоев населения, прежде всего получающих небольшую зарплату. С 1 января 2016 года повышен на 4% минимальный размер оплаты труда. Сейчас он составляет 6 204 рубля. Председателем Правительства Российской Федерации принято решение о повышении МРОТ с 1 июля 2016 года до 7 500 рублей, почти на 21%. Повышение МРОТ коснется около 1 млн работников. До 1 сентября этого года должны быть подготовлены предложения по поэтапному достижению до 2020 года МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также поддержанию этого соотношения в дальнейшем.

В сфере оплаты труда важнейшим мероприятием является повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

В 2015 году перед субъектами Российской Федерации была поставлена задача сохранения достигнутого в 2014 году абсолютного уровня средней заработной платы. В целом намеченные планы выполнены. В 2015 году по сравнению с 2014 годом в среднем по Российской Федерации наблюдается прирост заработной платы категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года – от 2,6% по среднему медицинскому персоналу до 8,1% по социальным работникам.

Начиная с итогов 2015 года при проведении мониторинга степени достижения показателей соотношения средней заработной платы категорий работников со средней заработной платой по регионам будут учитываться данные о средней заработной плате по полному кругу наемных работников. Это позволит более полно отражать особенности рынка труда в каждом регионе, проводить соответствующие сопоставления и анализы, по итогам которых принимать соответствующие управленческие решения.

Достижение показателей, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации – важнейшая задача регионов.

В нынешних условиях особую актуальность приобретает тема дифференциации заработной платы. В 2014-2015 годах приняты решения, устанавливающие предельные соотношения в оплате труда руководителей и работников федеральных предприятий, а также ограничивающие размеры выходных пособий лицам, занимающим руководящие должности в государственных компаниях и компаниях с государственным участием, государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.

Сейчас подготовлен законопроект, направленный на обеспечение прозрачности оплаты труда управленческого персонала в учреждениях и предприятиях всех уровней – федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В 2016 году необходимо внимательно следить за своевременной выплатой заработной платы, особенно в бюджетных организациях.

В целях контроля и принятия своевременных мер Минтрудом России совместно с региональными органами исполнительной власти проводится еженедельный мониторинг выявления задолженности по заработной плате.

Мониторинг показывает, что в большинстве случаев финансирование заработной платы из региональных и местных бюджетов осуществляется своевременно. Задолженность, как правило, носит краткосрочный характер. Все регионы принимают активные меры по погашению задолженности и исправлению ситуации.

В 2016 году на региональном уровне необходимо усилить взаимодействие территориальных органов Роструда с органами прокуратуры, территориальными правоохранительными и налоговыми органами, отделениями внебюджетных фондов. Надо активизировать деятельность межведомственных региональных комиссий, рабочих групп и антикризисных штабов по вопросам выявления и погашения задолженности по заработной плате.

Совместно с руководителями организаций-должников необходимо разрабатывать согласованные планы выявления и погашения задолженности с указанием исчерпывающего перечня мероприятий, конкретных сроков и сумм ее погашения.

Развитие национальной системы квалификаций

Реализация программ модернизации экономики требует эффективного рынка квалифицированного труда. В этом направлении в последние три года реализуются проекты по обновлению требований к квалификациям работников, а также по формированию системы независимой оценки их профессионального уровня.

Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. По состоянию на 1 апреля 2016 года утверждено 812 профессиональных стандартов.

Также утверждены справочник и список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий.

Для граждан и работодателей все более актуальной становится возможность подтверждения приобретенных, в том числе самостоятельно, знаний и навыков на протяжении всей профессиональной карьеры.

С целью создания условий по стимулированию участия работодателей и работников в проведении оценки квалификаций подготовлены проекты федеральных законов «О независимой оценке квалификации» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Законопроекты одобрены Правительством Российской Федерации и направлены в Государственную Думу.

Социальные партнеры согласились с тем, что предлагаемая оценка квалификации – это добровольная система, а стимулом прохождения оценки и получения сертификата должна стать высокая репутация центров оценки, доверие к ним участников рынка.

Охрана труда

В прошлом году существенно улучшилась ситуация с безопасностью труда на производстве. Всего количество несчастных случаев на производстве снизились на 9%, тяжелые несчастные случаи в прошлом году уменьшились на четверть, число погибших сократилось на 27%.

Мы продолжаем уверенно двигаться в этом направлении. Хотя последние события на одной из шахт показывают, что не все еще благополучно, мы уделяем этой проблеме серьезное внимание. С одной стороны, коллеги из Пенсионного фонда на местах, инспекции по труду, Фонда соцстрахования должны вместе отслеживать, что у нас происходит с условиями труда, с другой – нужно наладить работу по идентичности данных по количеству рабочих мест, разделенных по классам риска.

К сожалению, мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда у Роструда одни данные, у ФСС – вторые, у ПФР – третьи. Даю время до 1 июля и прошу руководителей этих структур скоординировать работу и к этому времени иметь согласованные данные. Надо разбираться – сейчас данные разнятся.

Мы готовим законопроект, связанный с внесением изменений в федеральный закон №125 (об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Поэтому, если есть идеи, пожалуйста, принимайте участие.

Суть изменений – в том, чтобы перевернуть систему закона №125 с компенсаций по несчастным случаям и профзаболеваниям на производстве на их профилактику. Мы исходим из того, что тарифы по этому виду страхования не изменятся. И все, что связано с нагрузкой на работодателя, не должно меняться. Мы должны переориентировать систему таким образом, чтобы средства шли на профилактику, на сохранение здоровья, на предупреждение профзаболеваний, даже признаков профзаболеваний, на восстановление служб профпатологий, которые сейчас находятся в сложном состоянии. Нам это предстоит сделать с коллегами из Министерства здравоохранения РФ.

Закон должен работать на сохранение здоровья с тем, чтобы потом мы не имели дополнительных издержек по выплате страхового возмещения в связи с инвалидностью, а сосредоточили усилия на сохранении жизней.

Это важно с точки зрения демографической политики, потому что сегодня смертность в трудоспособном возрасте, в первую очередь у мужчин, остается высокой. И это серьезный ресурс как для повышения продолжительности жизни, так и для того, чтобы улучшить в целом состояние здоровья людей.

Почему еще это важно с точки зрения демографии. Анализ показывает, что для сокращения младенческой смертности уже остается мало возможностей, хотя там происходят колоссальные изменения. Мы никогда не имели таких положительных результатов. Но чем младенческая смертность становится меньше, тем она меньше влияет на продолжительность жизни. И ключевым фактором становится сохранение жизни в активном трудоспособном возрасте. Поэтому если мы этого не сделаем, то у нас возможности влияния на продолжительность жизни будут значительно меньше.

Также мы приступили к подготовке государственной программы «Безопасный труд». Но это не означает, что федерация будет давать деньги субъектам для того, чтобы просто что-то делать по охране труда.

Мы сейчас анализируем ситуацию с региональными программами по охране труда и видим, что системной работы здесь нет. У каждого своя статистика и каждый пишет про свое. Поэтому мы решили сделать эту системную программу и сейчас над ней работаем. Она будет близка по своей идеологии к системе, используемой в госпрограмме «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Также в части охраны труда мы будем работать по совершенствованию системы трудовых отношений и работы инспекций. Сейчас мы прорабатываем проекты, связанные с переходом на рискоориентированный надзор.

Понятно, что с той численностью сотрудников, которая сейчас есть в Роструде, решить эти задачи невозможно. Поэтому мы будем искать другие способы. Например, соответствующий сервис «онлайнинспекция.рф», опросные листы. То есть мы должны перейти на возможность влияния на работодателя, чтобы они получили инструменты для самоконтроля. И тогда не будет необходимости осуществлять проверки.

Безусловно, есть взаимная заинтересованность. Признаем, что число актов, прежде всего по охране труда, не то что с советских времен, а еще с царских времен просто огромно и даже не все инспекторы знают точно, что и где написано. Поэтому мы должны сделать документацию удобной, понятной, изъять оттуда устаревшие нормы, сделать это достаточно прозрачным и более простым для работодателя.

У меня большая просьба подключиться к этой работе на местах, потому что вы знаете, где что нужно поправить. Роструд вместе с коллегами в министерстве сейчас этим направлением занимается. Работу необходимо закончить в течение текущего года с тем, чтобы принять в этом году поправки в Трудовой кодекс. Мы сейчас тоже над ними работаем.

Пенсионное обеспечение

По пенсионным правам мы сейчас двигаемся по направлению реализации принятой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Все необходимые законы приняты. Мы сегодня находимся в ситуации, когда крайне важно объяснить людям их права, чтобы граждане начали интересоваться теми правами, которые у них формируются.

Я прошу Пенсионный фонд и вас отработать технологию того, чтобы граждане знали и обращались к своим «личным кабинетам». Это не значит, что их надо обязывать. Людей нужно заинтересовать. Руководителей пенсионных фондов я прошу отфиксировать ситуацию – сколько людей знает об этих возможностях.

Мы знаем, сколько есть ключей доступа в систему госуслуг. Мы будем оценивать работу руководителей пенсионных фондов по динамике этого показателя. Я попрошу Пенсионный фонд России вместе со статс-секретарем-замминистра Андреем Пудовым до 1 июля подготовить план-график этой работы.

Рынок труда

Ключевое значение имеет работа по легализации трудовых отношений. Мы активно начали двигаться в этом направлении с помощью трудовых инспекций, субъектов РФ. Но, коллеги, сейчас мы пытались выстроить работу силовым и организационным методами. Я попросил бы наладить работу в регионах так, чтобы мы видели результаты легализации через увеличение страховых взносов, которые поступают сейчас в Пенсионный фонд, а со следующего года будут поступать в налоговую инспекцию. Поступление страховых взносов как раз является показателем, работает легализация или нет. Обращаю на это внимание руководства как инспекций по труду, так и Пенсионного фонда.

Есть регионы, которые активно работают в этом направлении, есть и регионы, которые отчитываются по линии Роструда, что огромное количество работников легализовали, а взносы в Пенсионный фонд показывают ноль. Значит, работы нет.

Мы также должны внимательно относиться к вопросам легализации трудовых отношений не только с точки зрения поступления страховых взносов, но и в части разъяснительной работы. Мы должны разъяснять людям, что в пенсионное законодательство внесены серьезные изменения. Через 8 лет нужно будет иметь стаж для входа в систему страхования 15 лет и 30 баллов. Прошу такую работу проводить, потому что люди это должны знать. И это является основным элементом легализации занятости.

Несколько слов о ситуации на рынке труда. Пока ситуация остается стабильной. Численность безработных по методологии МОТ – около 5,8%. Мы имеем стабилизацию данного показателя. В зимние месяцы обычно происходит прирост (числа безработных), а этой зимой было приблизительное равновесие. Надо четко следить за ситуацией. Вроде бы на уровне 320-330 тысяч сохраняется количество работников, которые заняты на условиях неполного рабочего времени. Вокруг этой цифры колебания происходят – неделю это число растет, неделю уменьшается, но критических изменений нет.

Мы сейчас рассматриваем программы поддержки рынка труда регионов. 11 региональных программ мы одобрили. Сейчас мы работаем с коллегами из Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России с тем, чтобы согласовать первые пакеты программ. Мы должны эту работу завершать до 1 мая.

Социальное обслуживание населения

Напомню, что с 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон об основах социального обслуживания населения. На первом этапе мы провели всю необходимую организационную работу. Теперь нужно двигаться дальше – к качественным изменениям программ, нормативов, регламентов.

Первая работа по исполнению закона была в большей степени организационной. Проведена колоссальная работа по пересмотру всей нормативной базы на федеральном и региональном уровнях.

Хотел бы обратить внимание: две недели назад в г. Санкт-Петербурге премьер-министром Дмитрием Медведевым принято решение, что в регионах должны быть приняты в обязательном порядке законы, которые обеспечат бесплатность получения социальных услуг ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, одиноко проживающими в сельской местности. Это поручение нужно реализовать в весеннюю сессию работы законодательных органов субъектов.

Также мы должны активно продвигаться в решении задачи по доведению до 10-процентной доли некоммерческих организаций в оказании социальных услуг. В ближайшие дни до регионов будет доведен план-график работы в данном направлении. Безусловно, в течение этого года невозможно достичь 10 %. Будет запланирован переходный переход. Но это тот вопрос, который требует особого внимания.

Нам с вами необходимо подумать, как не допускать ситуации, которые происходят в якобы социальных учреждениях, когда по факту за пожилыми людьми никто не ухаживает. Нужно проработать способы, как не допускать на рынок предоставления социальных услуг граждан и юридических лиц, которые недобросовестно к этому относятся. Проблема очень непростая, и я прошу вас подумать над ее решением. Нам нужно в текущем году выработать инструментарий, как это сделать, и приступить к его реализации.

Также обращаю внимание на то, что в перечне поручений Председателя Правительства РФ по итогам форума в г. Санкт-Петербурге перед нами поставлена задача до 1 октября подготовить программу поэтапного решения задач ликвидации ветхих учреждений в сфере соцобслуживания на 2011-2020 годы и, соответственно, ликвидации очередности в психоневрологические интернаты, учреждения для пожилых граждан. Такая программа с софинансированием из федерального бюджета должна быть подготовлена.

У вас должно быть цельное и точное понимание того, сколько учреждений относится к тому или иному классу.

На федеральном уровне оказывается поддержка именно тем программам, в которых есть проектно-сметная документация, есть план с обоснованием размещения объектов, предусмотрено софинансирование из регионального бюджета. Но таких программ практически нет.

До 1 октября мы такую программу должны подготовить. Я отмечу, что для получения средств из федерального бюджета, должна быть в первую очередь проектно-сметная документация, прошедшая соответствующую экспертизу.

Независимая оценка качества услуг в социальной сфере

Одна из тем, которая становится все более важной и закрепляется в нашем сознании – это независимая система оценки качества социальных услуг. Закон принят уже достаточно давно. Все социальные министерства федерального уровня подготовили приказы, есть механизмы проведения независимой оценки.

По моему мнению, независимая оценка должна стать инструментом выявления и внедрения лучших практик.

До 1 июля во всех учреждениях социального обслуживания, находящихся в ведении регионов, должна быть проведена работа по выгрузке данных, завершено должное оформление сайтов организаций. После этого должны выявляться и внедряться лучшие практики. Эту работу можно сделать организационными усилиями, без значительных финансовых расходов.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном уровне определено софинансирование региональных программ «Доступная среда» в этом году. Я прошу регионы не затягивать с заключением соглашений с Минтрудом России и проведением конкурсных процедур, чтобы сделать все вовремя и летом начать запланированные в программах работы.

Есть ряд регионов, которые доработали свои карты по обеспечению доступности объектов и услуг, а также внесли нужные поправки в свое законодательство, как того требует федеральный закон №419 и другие законы. Но есть и те, которые этого не сделали, хотя мы об этом неоднократно говорили. Я в очередной раз обращаю ваше внимание, что во все законы, в которых указано предоставление услуг инвалидам (это не только законы о социальном обслуживании, о занятости), нужно внести изменения. Нужно четко прописать не отсылочные нормы, что все должно быть доступно, а конкретно – что именно и как должно быть доступно.

Я прошу также в весеннюю сессию работы региональных парламентов все законопроекты принять и завершить эту работу.

Просмотров: 112 | Добавил: Соцзащита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
.....





Телефон доверия



Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017